Главная задача Федеральной Налоговой Службы – следить, чтобы все предприниматели уплачивали указанные в законодательстве налоги, честно показывали свои доходы и не пытались обмануть государство или обойти его требования. Бизнес же, соответственно, стремится сохранить как можно больше прибыли, и в больших внешних платежах не заинтересован.
Зачастую предприниматели находят компромиссные решения и используют специальные схемы для уплаты заниженных сумм налогов, и чтобы выявить эти факты и взыскать средства, ФНС проводит проверки. Оценка рисков налоговой проверки позволяет предприятию заранее подготовиться к этой процедуры и избежать больших убытков из-за взысканий и штрафных санкций.
Что такое оценка рисков налоговой проверки?
Предприниматели используют различные способы искусственного уменьшения налогов – это общеизвестная, пусть и не совсем правильная с точки зрения закона практика. ФНС же регулярно проверяет фирмы на занижение доходов и другие операции, выявляя недоплату, и по результатам проверок не только обязывает доплатить оставшиеся налоги, но и начисляет штрафы и пени. Иногда предпринимателей обязывают уплатить дополнительные налоги не потому, что они намеренно от них уходили, а потому, что они допустили ошибки по незнанию.
Но так или иначе, руководители предприятий предпочитают заранее подготовиться к налоговой проверке, закрыть все «белые пятна» и снизить риски (которые предварительно необходимо выявить). Оценку рисков выездной налоговой проверки можно проводить с помощью специальных программ и сервисов (например, такие функции есть и в 1С), самостоятельно оценивать документацию компании или пригласить внешнего компетентного аудитора, который сможет дать подробную консультацию. По результатам оценки руководство и бухгалтерия предприятия работает с выявленными критериями риска, снижая их, и тем самым уменьшая возможные негативные последствия от проверки ФНС.
Как проводится оценка рисков налоговой проверки?
Необходимо понимать, что ФНС заинтересована не только в сборе налогов, но и в том, чтобы все предприятия страны работали легально и беспроблемно. Поэтому большое количество информации о совершенных платежах, сроках, декларациях и обязанностях можно найти на официальном сайте ФНС. Так, например, с 2023 года на нем работает специальный сервис «Как меня видит налоговая», позволяющий предпринимателю самостоятельно оценить собственный бизнес с точки зрения надзорного органа и выявить проблемные моменты.
Аудиторы для оценки рисков налоговой проверки предприятия используют целый набор методов и алгоритмов, например:
- оценивают фактические финансовые и хозяйственные показатели;
- анализируют налоговую и бухгалтерскую отчетность;
- анализируют налоговую архитектуру бизнеса;
- запрашивают данные о компании в ФНС и у контрагентов;
- сравнивают среднеотраслевые показатели с теми, которые демонстрирует предприятие.
Данные методы соотносятся с той концепцией, которую использует ФНС для проведения выездных проверок. В официальной концепции ФНС есть 12 критериев риска, по которым проверяют предприятие: в ходе предварительного аудита проводится анализ по этим же критериям (например, в 1С есть инструмент с 12 критериями), чтобы заранее выявить проблемные места и успеть исправить их до того, как вопросы возникнут уже у надзорных органов.
Основные факторы, влияющие на риски налоговой проверки
По стандартам, используемым ФНС, существует 12 критериев оценки рисков налоговой проверки. Надзорный орган оценивает заинтересовавшее их предприятие по всем 12-ти, но далеко не всегда все пункты актуальны. Наиболее частые критерии риска, из-за которых у российского бизнеса возникают проблемы с ФНС – это:
- ошибки и белые поля в поданных декларациях;
- признаки «фирмы-однодневки»;
- высокие темпы роста расходов (значительно превышающие темпы роста доходов);
- неоднократные снятия с учета и новые постановки на учет в налоговых инспекциях разных регионов;
- часто встречающиеся в хозяйственных операциях «цепочки контрагентов»;
- отражение убытков в бухгалтерской и налоговой отчётности организации более 2-х лет.
На сайте ФНС есть рекомендации по регулярной самостоятельной проверке предприятия уровня своих налоговых рисков. Налоговая служба рекомендует постоянно отслеживать риски бизнеса с помощью цифровых технологий, услуг профессионалов и инструментов, которые предлагает сама ФНС.
Как уменьшить риски налоговой проверки?
Чем меньше предприятие пытается уйти от налогов и заплатить недостаточные суммы, тем меньше проблем у него будет по результатам выездной проверки. Поэтому гарантированным способом избежать рисков становится самое простое решение – заплатить все налоги (и, как говорится, спать спокойно). Соблюдение требований налогового законодательства – самый надежный путь к устранению рисков.
Но предприятие всегда стремится получить наибольшую выгоду – это один из базовых законов бизнеса. Поэтому руководителям компаний приходится искать компромисс между требованиями законодательства и сохранением выгоды для бизнеса. Таким компромиссом может стать тщательная отчетность перед ФНС: все декларации должны заполняться правильно и подаваться вовремя, необходимо своевременно исправлять возникшие ошибки и тщательно следить за обновлениями законов, чтобы не упустить важных изменений.
Не всегда руководство компании может заниматься этим самостоятельно, поэтому налоговую отчетность можно отдать на аутсорсинг в надежную фирму или нанять грамотного консультанта, чтобы делегировать ему профильные вопросы.
Как действовать при выявлении высокого риска налоговой проверки?
Если в ходе анализа критериев оценки риска налоговой проверки были обнаружены достаточно высокие и серьезные риски, то выход только один – готовиться к визиту ФНС. Нужно постараться выйти из зоны риска в текущем году и максимально прозрачно сдать новую отчетность, чтобы снизить уровень подозрений в нечестной уплате налогов и попытках скрыть настоящие доходы компании.
Несколько мер, которые помогут подготовиться к выездной проверке и максимально избежать ответственности по выявленным рискам:
- подготовка пояснительной документации для ФНС;
- обращение к налоговому консультанту;
- подготовка сотрудников, которых могут пригласить на допрос;
- исключение неофициальной документации;
- сотрудничество с представителями ФНС (и фиксация всех нарушений ими законодательства);
- изучение судебной практики.
Если выездная проверка уже прошла неудачно, что организация может обжаловать ее результаты. Но опыта и квалификации топ-менеджмента и учредителей, как правило, не хватает для грамотной защиты интересов компании в данном профиле, поэтому стоит прибегнуть к услугам грамотного профильного юриста, который поможет решить проблемы с ФНС с минимальными потерями для бизнеса.
Почему стоит выбирать 1С Баланс?
Компания «1С-Баланс» предлагает услугу оценки рисков налоговой проверки для компаний разного профиля. Наши специалисты смогут проанализировать документацию и ключевые показатели финансово-хозяйственной деятельности вашей компании, а после – сформировать четкий отчет с выявленными показателями по каждому критерию риска.
Мы оказываем услуги лично или дистанционно, от вас потребуется только предоставить ряд документов, заполнить анкету и оставаться на связи для того, чтобы сотрудники «1С-Баланс» смогли оперативно получить ответы на дополнительные вопросы о компании. После формирования отчета мы также сможем проконсультировать вас по дальнейшей работе с рисками выездной проверке, их снижению и подготовке к взаимодействию с ФНС.